b_280_180_16777215_00_images_stories_2025_12_17.12_11.jpgНа уроке математики кадеты-пятиклассники решали старинные задачи на дроби.

Перед началом занятия кабинет математики было не узнать: на столах — свитки из крафтовой бумаги со старинными задачами, на доске — карта с маршрутом из Древней Индии в цифровую эпоху. 45 учебный взвод превратился в совет мудрецов-исследователей, готовых к интеллектуальной экспедиции. Под руководством преподавателя Лиры Абдулхаликовой они взялись за необычную миссию: не просто решить эти задачи, а разгадать их главную тайну – понять, что же объединяет математические головоломки, созданные в разных уголках мира и в разные эпохи.

Прежде чем приступить к расшифровке задач, кадеты доказали, что владеют искусством дроби. Каждая из пяти сформированных групп получили «пергамент с испытанием» — пять задач на различные операции с дробями. Это не оценка, а ритуал посвящения. «Египетские писцы» спорят: «Нет, смотри, если 2/5 – это 10, то одна пятая — это 5, значит, целое — 25!». «Арабские учёные» уже всё посчитали и смотрят на соседей: «Им помочь?». Через 7 минут все 5 «свитков-пропусков» сданы. Доступ к древним архивам открыт.

Сердцем урока стали свитки с историческими задачами. «Индийские астрономы» решают задачу о пчёлах: «Пятая часть роя на цветке кадамба, треть — на силундхике, утроенная разность — улетела...». Долго спорили над решением, ответ — 15 пчёл — вызвал всеобщее «Вау!».

«Греческие философы» решают задачу Пифагора о количестве его учеников: «Половина изучает математику, четверть — музыку...». Открытие: «Так тут ответ 28 получается! И трое юношей — это как три лишних. Красиво!» Для «Математиков Александрии» – Эпитафия Диофанта и эмоциональная реакция: «Ого, ему загадкой всю жизнь описали!»

«Что объединяет все эти задачи, решённые в разных концах Земли?» — спрашивает преподаватель. Руки тянутся сразу: «Все они про части целого!», «Везде в конце что-то остаётся — одна пчела, три юноши, десять яблок...». Главный вывод урока, который сформулировали сами кадеты: «Дроби — это универсальный инструмент. Им пользовались всегда, чтобы делить мир на части и понимать его».

b_280_180_16777215_00_images_stories_2025_12_17.12_22.jpgb_280_180_16777215_00_images_stories_2025_12_17.12_33.jpgb_280_180_16777215_00_images_stories_2025_12_17.12_44.jpgb_280_180_16777215_00_images_stories_2025_12_17.12_55.jpgb_280_180_16777215_00_images_stories_2025_12_17.12_66.jpgb_280_180_16777215_00_images_stories_2025_12_17.12_77.jpg